Добродетель все статьи

Кто такие пророки?


Кто такие пророки?

Слово «пророк» на арабском звучит так «ан-набию». Это слово произведено от слова «наба», что означает «весть, сведение, сообщение, рассказ». Пророка называют на арабском именно так, потому что пророк рассказывает о Всевышнем.

В религиозной терминологии пророк – это человек, не имеющий ни во внешности, ни в характере ничего отвратительного или отталкивающего, которому снизошло откровение в виде законов, и эти законы он обязан соблюдать. А если пророку было повеление от Всевышнего не только самому исполнять веления Всевышнего, но и донести их до людей, то он является ещё и посланником (расул). Таким образом выходит, что каждый посланник был одновременно и пророком, но не каждый пророк являлся посланником.

Посланничество (ар-рисаля) достойнее и величественнее пророчества, поскольку оно объединяет в себе и Всевышнего и людей, ведь посланник имеет знания об Аллахе, поклоняется ему и в то же время наставляет и остальных людей. Посланниками из пророков считаются те, к которым Аллах обратился со следующими словами: «Я послал тебя…» или «Доведи до людей от Меня…». Достичь степени пророчества посредством какой-нибудь подготовки или усердного поклонения НЕВОЗМОЖНО! Пророчество есть милость Всевышнего, которой он наделяет лишь избранных Своих рабов. Пророчество невозможно заработать или удостоиться посредством занятия каким-либо видом поклонения, как, например, уединением от людей ради поклонения Аллаху, употреблением лишь дозволенного (халяль).

Пророчество – это избрание Всевышним Своего раба для наделения его слушанием откровения с канонами или какими-нибудь нормами, будь повеление от Аллаха на их распространение или нет. Если такое повеление будет, то это ещё и посланничество. Посылание к человечеству пророков – это милость от Всевышнего, а не необходимость, которая обязательно должна была быть выполнена Аллахом, как утверждали древние философы и некоторые заблудшие течения и секты в Исламе наподобие мутазилитов. Аллах – Творец всего и вся, Он никому и ничему ничего не обязан и не нуждается ни в ком и ни в чём, тогда как всё живое и неживое нуждается в Нём!

Аллах в Коране упомянул имена 25 пророков, и каждый мусульманин обязан знать их поимённо и быть убеждённым в их пророчестве. Мусульманину непозволительно не знать о том, что кто-то из них был пророком. Их имена: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лют, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Аюб, Зуль-Кифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса, Юнус, Закария, Яхья, Иса и Мухаммад, мир им всем и благословение Всевышнего!

Относительно Люкмана, Узайра, Зуль-Карнайна среди богословов имеются различные мнения: одни говорят, что они тоже были пророками, другие говорят – праведниками. Однако тех, которые считают их пророками, большинство. Относительно Пророка Хизри (мир ему) учёные разделились на три мнения: одни говорят, что он был посланником, вторые – пророком, а третьи – праведником. Однако более весомым мнением считается, что он был пророком. Тот, кто, узнав о пророчестве упомянутых в Коране пророков, будет отрицать хоть одного из них, впадает в неверие (куфр).

Помимо вышеупомянутых пророков были и другие пророки и посланники, о которых подробно или даже вкратце не повествуется в Коране, а просто сказано, что Аллах отправлял пророков.

Мы обязаны верить не только в существование пророков, но и во всё то, с чем они пришли, о чём они поведали нам. В число того, что они поведали нам, входят священные писания, существование ангелов и т. п.

И мы должны быть твёрдо убеждёнными в том, что Аллах отправил много пророков и посланников – к каждому народу и к каждой общине, в разных местностях и в разные времена. Об этом говорится в следующем аяте Корана (смысл): «Я отправлял посланников и до тебя, о Мухаммад, о которых Я рассказал тебе и о которых не рассказал. Муса беседовал с Аллахом без посредников. Посланников отправлял Я, которые доносили от Меня благую весть о награде тем, кто уверует, и вещали о наказании тем, кто не уверует. Я посылал пророков, чтобы у людей не осталось никаких причин (для отговорок) и оправданий. Чтобы они не сказали на Том свете: «Господь наш, вот если бы ты отправил к нам посланника от Себя, мы бы последовали за ним и непременно были бы из числа уверовавших в Тебя». Аллах Великий и Мудрый» (сура «Ан-Ниса», аяты 164–165).

وَرُسُلًا قَدْ قَصَصْنَاهُمْ عَلَيْكَ مِنْ قَبْلُ وَرُسُلًا لَمْ نَقْصُصْهُمْ عَلَيْكَ وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا. رُسُلًا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

В другом аяте говорится (смысл): «Воистину Мы послали тебя, Мухаммад, с наставлением в роли вещающего о благом для тех, кто примет наставление, и о плохом для тех, кто его не примет. И не было ни одной общины, к которой не был послан пророк» (сура «Фатыр», аят 24).

إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَإِنْ مِنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ

В ещё одном аяте, обращаясь к нашему Пророку (мир ему и благословение), Аллах сказал (смысл): «Твой Господь не губил ни один народ, прежде не отправив к ним посланника, который довёл до них Мою религию. И Мы уничтожили лишь те народы, которые оболгали пророков и не уверовали в Меня» (сура «Аль-Касас», аят 59).

وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولًا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَى إِلَّا وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ

Относительно общего количества посланных Аллахом пророков и посланников среди учёных есть два мнения. Согласно одному из них, всего было 8 тысяч пророков, из которых 4 тысячи было послано к израильтянам, а остальные 4 тысячи – ко всем остальным. Однако более весомым и достоверным является мнение, что пророков было 124 тысячи, из которых 313 были ещё и посланниками.

Пророчество или посланничество было предоставлено лишь человеческому роду. Пророком или посланником не могут быть ни джинны, ни ангелы. И эту истину не опровергают следующие слова Всевышнего (смысл): «Джинны и люди, разве не приходили к вам посланники от вас самих же, которые читали вам Мои заповеди и увещевали о наступлении Судного дня?» (сура «Аль-Анам», аят 130).

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هَذَا

Потому что под словами «от вас самих же» имеются в виду только люди, т. е. Аллах с упрёком спросит в день Великого Суда джиннов и людей: разве Я не посылал к вам Своих посланников из числа людей?!

Тому, что посланниками могут быть лишь люди, не противоречит и следующий аят: «Аллах посылает посланников из ангелов и из людей. Воистину Аллах – всеслышащий и всевидящий» (сура «Аль-хадж», аят 75).

اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ

Потому что под словами «посылает посланников из ангелов» подразумевается то, что Аллах отправляет посланников из ангелов для того, чтобы донести до посланников-людей религию, а не как посланников для распространения религии среди людей или джиннов.

Это подтверждает следующий аят Корана (смысл): «Язычники сказали: почему же в подтверждение слов Мухаммада не был ниспослан ангел? Вот если бы Мы отправили к ним ангела и они отказались бы от веры, то Мы бы их уничтожили подобно предыдущим не уверовавшим народам» (сура «Аль-Анам», аят 8).

وَقَالُوا لَوْلَا أُنْزِلَ عَلَيْهِ مَلَكٌ وَلَوْ أَنْزَلْنَا مَلَكًا لَقُضِيَ الْأَمْرُ ثُمَّ لَا يُنْظَرُونَ

Т. е. Аллах не отправил ни одного ангела в роли посланника к людям для обучения их религии, а отправлял лишь людей. Это утверждение подкрепляется и следующим аятом, в котором Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), говорит (смысл): «Скажи язычникам, о Мухаммад, что если бы на земле вместо людей жили ангелы, то Мы бы отправили к ним посланника в лице ангела, а не человека, чтобы им было легче общаться между собой и понимать друг друга» (сура «Аль-Исра», аят 95).

قُلْ لَوْ كَانَ فِي الْأَرْضِ مَلَائِكَةٌ يَمْشُونَ مُطْمَئِنِّينَ لَنَزَّلْنَا عَلَيْهِمْ مِنَ السَّمَاءِ مَلَكًا رَسُولًا

Пророки обладали такими качествами, как честность и непогрешимость. Непогрешимость есть сохранность от запретного, даже просто порицаемого (макрух, хиляфуль-авля), будь то внешне или тайно, в сердце. Пророки сохранены от совершения запретного не только во взрослый период жизни, но и в юности и детстве. Они сохранены от совершения внешних, видимых грехов, например от прелюбодеяния, распития алкогольных напитков, лжи… А также сохранены от тайных грехов (в сердце) – от зависти, гордости, совершения чего-либо не ради Аллаха, а напоказ… Все их дела и мысли ограничиваются совершением обязательного или желательного. Порой пророки и посланники совершают нежелательные поступки, причём не из-за собственного желания, а чтобы показать тем самым, что это не запрещено, как, например, пить воду стоя.

Что касается совершения пророками запретного, то, по единогласному мнению всех богословов (иджма), такого не может быть! Здесь, разумеется, у тех, кто знает историю Пророка Юсуфа (мир ему), может возникнуть вопрос: а как же греховные поступки братьев Пророка Юсуфа (мир ему), ведь они тоже были пророками? На этот вопрос мы ответим следующим образом. В первую очередь хочется обратить внимание на то, что братья Юсуфа, по мнению одних богословов, не были пророками, а по мнению других – были ими. Если судить об их поступках, руководствуясь мнением тех богословов, которые утверждают, что они не были пророками, то никакого объяснения и не требуется, потому что обычные люди не сохранены от запретного. А если брать во внимание мнение тех богословов, которые утверждают, что братья Юсуфа (мир ему) тоже были пророками, объяснение совершения ими запретных поступков будет следующим. Они не были посланниками, которые обучали людей их религии, а были всего лишь пророками. А пророкам разрешено поступать согласно действительности, поступать правильно и хорошо, полагаясь на сокровенные, тайные знания, которым Всевышний обучил их. Здесь аналогия с поступками Пророка Хизри (мир ему), который сделал пробоину в лодке, принадлежавшей одной бедной семье, а также лишил жизни одного мальчика. Эти поступки лишь внешне кажутся запретными, потому что Хизри (мир ему), будучи пророком, обладал тайными знаниями. Так, например, лодку он испортил для того, чтобы её у той семьи не забрал правитель, который конфисковал все добротные корабли и лодки для их использования в войне. Сделав брешь в лодке, он сохранил имущество той семьи. А причиной убийства им мальчика было то, что, во-первых, на сердце этого юнца была печать неверия, т. е. он бы не уверовал, а кроме того, чуть повзрослев, он убил бы собственных родителей и попал бы в загробной жизни в ад. Лишив жизни этого мальчика, Пророк Хизри (мир ему) сохранил жизнь его родителям и спас этого мальчика от вечных адских мук, обеспечив ему дорогу в Рай, потому что дети, которые покинули сей свет, не достигнув совершеннолетия, по нормам Ислама попадают в Рай.

Таким образом, совершённое тем или иным пророком запретное дело в отношении их лишь внешне, на первый взгляд, кажется запретным и греховным, тогда как на самом деле, в действительности, в их поступках есть только благо и польза. Точно так же и братьям Юсуфа (мир им всем) Всевышний ниспослал откровение, что их брат, Пророк Юсуф (мир ему), завладеет Египтом. Таким образом, получается, что они были обязаны поступить так (потому что им снизошло откровение от Аллаха с повелением), хотя внешне это выглядело и запретным. Тот факт, что и Пророк Хизри (мир ему), и братья Юсуфа (мир ему), и другие пророки (мир им всем) совершали «греховные» поступки по повелению Всевышнего, подтверждает слова Пророка Хизри (мир ему), которые приводятся Самим Аллахом в Коране (смысл): «Я не совершил всё это (пробоину в корабле, лишение жизни мальчика…) по своей воле, напротив, я поступил так по повелению Всевышнего» (сура «Аль-Кахф», аят 82).

وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي

Поэтому если кто-то из пророков совершил нечто, на первый взгляд кажущееся запретным, то это по воле Аллаха. Нельзя говорить, что такой-то пророк согрешил, а можно лишь сказать: совершил то-то и то-то или совершил «ошибку», да и то лишь в целях разъяснения, поскольку во всём, что они делали, была своя мудрость и повеление Всевышнего.

В пользу честности и непогрешимости пророков служит логический довод. А именно то, что если бы они грешили или совершали порицаемые поступки, то и для нас подобное считалось бы либо предписанием, либо желательным поступком. Ибо Всевышний повелел нам следовать за их словами, действиями и образом жизни в целом. А ведь Всевышний не повелевает нам совершать что-либо запретное или порицаемое.

Практически все богословы всех истинных религий сошлись воедино на мнении, что пророки и посланники сохранены от обмана и лжи в том, что они доводят от имени Всевышнего. Пророки не лгут даже в шутку, поскольку в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Я шучу, но даже так говорю только правду» (Ат-Табарани, № 3578).

Если бы пророки не имели таких качеств, как правдивость и непогрешимость, то они не были бы избранниками Всевышнего и не удостоились бы степени пророчества, ибо Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах сказал Ибрахиму: “Я сделаю тебя предводителем в религии”. Ибрахим сказал: “О Аллах, сделай предводителями и моих потомков”. Аллах ответил: “Предводительства удостоятся лишь праведные из твоих потомков”» (сура «Аль-Бакара», аят 124).

قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

Несомненно, что ложь или любой другой грешный поступок не является благим, праведным поступком. Это подтверждает, что пророки и посланники были праведными рабами Аллаха, что они не грешили, а иначе они не удостоились бы степени предводительства – пророчества!

Мы должны быть твёрдо убеждёнными в честности пророков. Честность есть соответствие сказанного ими действительности. Поскольку, если бы им была свойственна ложь, получилось бы, что ложь имеется и в речи Аллаха, потому что Аллах подтверждает всё сказанное Своими пророками и посланниками ниспосланием чудес, которые знаменуют собой их правоту (смысл): «Прав Мой раб во всём, что говорит от Моего имени!»

Пророкам свойственны совершенство ума, феноменальная память и справедливость. Всевышний наделяет Своих пророков и посланников совершенным умом для того, чтобы они могли приводить разного рода доводы и опровергнуть ложные и неправильные доводы оппонентов.

Всевышний в Коране сказал (смысл): «Мы дали тебе довод, Ибрахим, с помощью которого тебе удалось одержать верх в споре с неверующими. Вот так Мы возвышаем в степенях, одарив совершенным умом, знаниями и мудростью. Воистину Господь твой – Мудрый в том, что делает, и Он знает свои создания» (сура «Аль-Анам», аят 83).

وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَنْ نَشَاءُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

В другом аяте Корана говорится (смысл): «Народ Пророка Нуха сказал ему: “Ты много дискуссировал с нами, а теперь покажи нам обещанное тобою наказание, если ты говоришь правду”» (сура «Худ», аят 32).

قَالُوا يَا نُوحُ قَدْ جَادَلْتَنَا فَأَكْثَرْتَ جِدَالَنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِنْ كُنْتَ مِنَ الصَّادِقِينَ

Очевидно, что человек, не обладающий совершенным умом и остроумием, не способен дискуссировать с целым народом и более того одержать верх! А как мы узнали из Корана, пророки вели диспуты и побеждали в них.

Все пророки и посланники довели до своих народов всё, что Всевышний велел им довести до них. Потому что если допустить такое, что они могли бы утаить что-либо из того, что им было велено распространить среди людей, то и нам было бы обязательным – либо как минимум желательным – скрывать знания. Ведь нам велено Всевышним следовать за Его пророками и посланниками. Но скрывать знания – это неправильно, потому что скрывающий знания проклят Аллахом! Об этом говорится в Коране (смысл): «Воистину, те, которые скрывают истину, подобно священникам-иудеям, скрывающим то, что Мы ниспослали о Пророке Мухаммаде в Торе, прокляты Аллахом, Его ангелами, людьми и джиннами» (сура «Аль-Бакара», аят 159).

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنْزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِنْ بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

Пророки и посланники обладали тремя видами знаний: 1) знания, на распространение которых было повеление от Всевышнего; 2) знания, которые Всевышний запретил распространять среди людей; 3) знания, в распространении которых Аллах предоставил пророкам выбор.

Пророками могут быть только мужчины, ибо Всевышний в Коране сказал (смысл): «Мы не отправляли до тебя (пророков), кроме как мужчин, к которым снисходило откровение свыше. Так спрашивайте же знающих, если сами не знаете» (сура «Аль-Анбия», аят 7).

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً يُوحَى إِلَيْهِمْ فاسألوا أَهْلَ الذكر إِن كُنْتُم لاَ تَعْلَمُونَ

Всем пророкам и посланникам в момент получения ими их первого пророческого откровения было 40 лет. И никто из пророков не был рабом, все они были свободными людьми.

Да одарит нас Всевышний верой и любовью ко всем Его пророкам, особенно к последнему пророку, последнему звену, завершающему пророческую цепочку, – Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и сведёт нас с ними в Раю! Амин.


все статьи