Хадж все статьи

Хадж. Награда за него – только Рай

29 августа 2015

Хадж. Награда за него – только Рай

Пятым столпом Ислама является совершение паломничества – хаджа – тем, кто имеет на это возможность. Слово «хадж» в переводе с арабского означает «сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили». А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определёнными условиями и правилами.

Нельзя откладывать совершение хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что такая возможность ему больше не представится. Кто умрёт, не успев совершить хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным:

1. Достижение совершеннолетия.

2. Исповедование религии Ислам.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Хадж состоит из шести составных частей – арканов:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности ‘Арафа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение между холмами Сафа и Марва.

5. Сбривание волос (минимум три волоса).

6. Соблюдение последовательности.

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернётся таким же чистым от грехов, как в день своего рождения.

Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит, как нисходит на людей Милость Аллаха и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности ‘Арафа.

Однажды сатана, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на ‘Арафе, худого, жёлтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

– Отчего ты льёшь слёзы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

– Из-за множества людей, спешащих сюда: боюсь, что надежды их сбудутся, и от того у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он – действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или ‘умры  и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и ему скажут, чтобы вошёл в Рай.

Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих хадж только одна награда – Рай.

Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот, хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру чистота намерения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – в Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке земного шара.

Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества, в которых скрыто много мудрости.

1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Всевышний Аллах создал столпы Ислама способствующими сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там коллективный намаз. Кроме того, жители всего населённого пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже, поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, смотрят в одну и ту же сторону, т. е. в сторону Киблы.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они ни находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии: господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Хадж – это и напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется какой-либо обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, вспомним первого человека на земле – Адама (мир ему), который впервые босиком, с непокрытой головой, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы.

Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые заново строили Каабу после Всемирного потопа. Также верующие представляют нашего Пророка (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает Пророка Ибрахима (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни.

День Арафа – день стояния на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках её называют горой встреч и ожидания.

На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). Во время хаджа в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять выносливость, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздаёт милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Канонический отдел сайта islam.ru


все статьи