все колумнисты

Ильдар Аляутдинов

Имам Московской Соборной мечети

Лучшие сбережения

07 августа 2014 Ильдар Аляутдинов

Лучшие сбережения

Кризисы, нестабильность финансов, сокращения на работе… многое из того, что мы слышим и видим вокруг, невольно завладевает нашими мыслями, деформирует праведные суждения и в итоге подталкивает к иррациональным и заведомо ошибочным поступкам. Эффект от подобных окружающих сигналов в пользу пессимизма проявляется непосредственно в головном мозге человека, а точнее – в области коры поясной извилины. Когда же преобладание негативных мыслей и переживаний возрастает, активность коры поясной извилины уменьшается, мы не можем сохранить равновесие между рациональным и эмоциональным восприятием событий и перестаём видеть мир объективно.

Периодические экономические спады и колебания, депрессивные шатания финансовых сфер в мире, постоянные информационные сообщения из Европы о предстоящих очередных дефолтах, резкие изменения цен на нефть, скачки валют то вверх, то вниз вселяют чувство безнадёжности… Ведь обывателю практически невозможно быть отстранённым от происходящего. Заразительность пессимизма связана ещё и с обыденной человеческой склонностью видеть в первую очередь негативное.

Восприятие же перечисленных факторов верующими людьми происходит значительно иначе. Любая, даже самая неприятная, ситуация несёт в себе и положительные аспекты. Важно, как мы себя в этих ситуациях ведём, как мы настроены и как к ним относимся. Безусловно, в подобных случаях у нас корректируется иерархия ценностей и изменяется, закаляется состояние духа. Какая бы ни была трудность – это шанс пересмотреть свои приоритеты и утвердить свои принципы, задавшись вопросом о том, что же для нас действительно первостепенно и важно в личном, семейном и социальном плане.

Не так давно перечитывал аяты из суры «ат-Тавба» и тафсир к ним, которые также вносят свои существенные корректировки в вопрос жизненных приоритетов. Хочу с вами поделиться этими аятами и приводимыми в тафсирах хадисами. Священный Коран гласит (смысл): «О те, которые уверовали! [имейте в виду, что] многие из иудейских раввинов и христианских монахов (носителей внешних атрибутов праведности) поедают имущество людей лживыми способами [они обманом наживаются, используя положение, красноречие, уважение к тому, что увязывается с Богом], ко всему прочему [своим поведением] сводят людей с верного пути (с пути набожности и благочестия).

Тех, кто накапливает (складирует, закапывает) золото, серебро [и иные материальные ценности, с которых должен выплачиваться ежегодный закят] и не тратит это на Божьем пути [на богоугодные дела], “порадуй” болезненным наказанием».

«Придёт день, когда всё это [незаконно или жадно скопленное в мирской обители богатство примет определённую форму, приобретёт соответствующие характеристики и] начнёт нагреваться, накаляться в адском огне [до невообразимо высоких температур]. Затем их [греховно запасавшихся богатством] будут прожигать (“проглаживать”, ставить на их телах клеймо) этими накоплениями [которые примут некое подобие орудия для клеймения скота], их лбы, бока и спины [будут выжигаемы и восстанавливаемы заново, чтобы нанести новые невыносимые боли]. [А сопровождаться душераздирающий процесс будет словами:] “Это то, что вы припасли для самих себя. Вкусите же припасённое (накопленное) вами!”»[1]

Ниспослание этих аятов явилось психологическим отягощением и ввергло в недоумение сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

مَا يَسْتَطِيعُ أَحَدٌ مِنَّا يَدَعُ لِوَلَدِهِ مَالا يَبْقَى بَعْدَهُ؟

«Неужели мы оставим детей без наследства! Как жить без сбережений и накоплений?»

Умар (да будет доволен им Аллах) решил разрядить обстановку и направился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для уточнения. Посланник Господа (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему:

إِنَّ الله لَمْ يَفْرِضْ الزَّكَاةَ إِلا لِيَطِيبَ بِهَا مَا بَقِيَ مِنْ أَمْوَالِكُمْ ، وَ إِنَّمَا فَرَضَ الْمَوَارِيثَ مِنْ أَمْوَالٍ تَبْقَى بَعْدَكُمْ.

«Обязательная милостыня (закят) очищает и облагораживает ваши богатства [в результате чего они перестают быть греховными накоплениями]. А что касается остающегося после смерти, то оно распределяется между вашими родными в определённых Кораном пропорциях». И добавил:

أَلا أُخْبِرُكَ بِخَيْرِ مَا يَكْنِزُ الْمَرْءُ؟ اَلْمَرْأَةُ الصَّالِحَةُ الَّتِي إِذَا نَظَرَ إِلَيْهَا سَرَّتْهُ ، وَ إِذَا أَمَرَهَا أَطَاعَتْهُ ، وَ إِذَا غَابَ عَنْهَا حَفِظَتْهُ.

«А знаешь ли ты, что является лучшим сбережением и накоплением? Благонравная супруга: когда смотришь на неё – радуешься; когда просишь о чём-то – она слушается; когда отсутствуешь – не подводит».

В другом хадисе сказано: у Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) поинтересовались:

أَلاَ أُخْبِرُكَ بِخَيْرِ مَا يَكْنِزُ الْمَرْءُ؟

«А из чего же тогда должны состоять сбережения?» Он ответил:

قَلْبًا شَاكِرًا وَ لِسَانًا ذَاكِرًا و زَوْجَةً تُعِينُ أَحَدَكُمْ على أمر الآخرة.

«Лучшие сбережения – уста, упоминающие [Господа], благодарное сердце и благочестивая супруга, которая помогает в вопросе вечности»[2].

«Лучшие сбережения (лучшее богатство, сокровище) – уста [не лгущие, не клевещущие,  грубо не выражающиеся, а] упоминающие [Господа], сердце [не разрывающееся от зависти, злобы или ненависти к кому-то, а естественно и глубоко, подобно дыханию] благодарящее [Творца] и благочестивая супруга [вторая половина, для женщины – муж, а для мужчины – жена], которая помогает в вопросе вечности [помогает оставаться религиозным, расти в этом и совершенствоваться]».

Для того чтобы обозначенные нашим Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует) подлинные сокровища у нас были, их тоже нужно накапливать, над ними нужно работать, их нужно формировать. Недостаточно просто знать, необходимо действовать в соответствии со своими знаниями. Мы должны пытаться изменить себя, должны формировать новые позитивные привычки и расставаться со старыми. Мы должны действовать.




[1] См.: Св. Коран, 9:34, 35.

[2] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращённый тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.], т. 2, с. 139.