все колумнисты

Алексей Хлебников


Сотрудничество под санкциями

09 декабря 2014 Алексей Хлебников

Сотрудничество под санкциями

Международные события текущего года коснулись всех крупнейших игроков и уже в который раз подтвердили факт о взаимозависимости современного мира. События на постсоветском пространстве, в Средней Азии, Ближнем Востоке и Латинской Америке связаны неоспоримым фактом меняющейся архитектуры международных отношений. Кризис вокруг Украины и антироссийские санкции, иранское ядерное досье, гражданская война в Сирии, Ливии и Ираке, растущая нестабильность в регионе Ближнего Востока в целом, «исторический» визит Президента России В.В. Путина в Латинскую Америку и рост сотрудничества в рамках БРИКС – всё это является звеньями одной цепочки – начавшейся трансформации международной системы, как мы её знали после окончания Холодной войны.

В дополнении ко всему вышеперечисленному, мировые цены на нефть начали падать с июня–июля 2014 года.

В данном контексте отношения между государствами, оказавшимися под западными санкциями, Россией и Ираном видятся крайне важными.

Положение дел на международной арене подтолкнуло правительства обеих стран к решительным намерениям совместно найти пути взаимовыгодного сотрудничества в условиях западных санкций. В результате 5 августа 2014 года состоялось заседание Постоянной Российско-Иранской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Её сопредседатели министр энергетики Российской Федерации Александр Новак и министр нефти Исламской республики Иран Бижан Намдар Зангане подписали Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран сроком действия на 5 лет.

Вкратце: документ предполагает расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции.

Основная цель данного меморандума – дать понять странам Запада, что санкции в современном мире являются мерой контрпродуктивной и не способной решать проблемы во взаимовыгодном ключе, и что Россия не намерена идти на поводу у США, когда те вводят санкции против Москвы по весьма сомнительным причинам.

Несмотря на то, что данный документ является лишь меморандумом о взаимопонимании и только подготавливает почву для дальнейших конкретных контрактов, он имеет большую политическую силу, особенно учитывая современное положение дел на международной арене. Более того, в ходе переговоров в Москве стороны уже договорились о проведении очередного заседания Постоянной Российско-Иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Тегеране, которое состоялось там 8,9 сентября 2014 года.

Главным результатом августовской встречи в Тегеране является согласование планов по заключению сделки «нефть в обмен на товары», которая обсуждается Россией и Ираном уже на протяжении года. Данная сделка может существенно улучшить экономическое положение Ирана и поможет Москве смягчить действия антироссийских санкций Запада. Дело в том, что основная проблема в рамках торгово-экономического сотрудничества с Ираном – санкции США и Евросоюза, которые делают невозможным расчёт за товары и услуги, оказываемые российской стороной. Со своей стороны Россия, получая иранскую нефть по чуть сниженной цене, будет выводить её на мировой рынок, тем самым и получая прибыль, и сохраняя свои нефтяные запасы, что крайне важно в условиях западных санкций, касающихся трансфера современных технологий в нефтегазовой сфере. В связи с этим формула «нефть в обмен на товары» является приемлемой как для Ирана, так и для России.

Информация о том, что Иран сможет поставлять в Россию до 500000 баррелей нефти в день (а это около четверти всей нефтедобычи Ирана), вызвала неподдельную озабоченность в Вашингтоне. Вывод иранской нефти на мировой рынок через Россию значительно ослабит действие санкций Запада на Иран и сделает переговоры по иранской ядерной программе крайне не комфортными для США и ЕС.

Однако финальное соглашение о поставках иранской нефти в обмен на российские товары так и не было подписано ни в ходе ответного заседания Постоянной Российско-Иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, прошедшей в Тегеране 8,9 сентября, ни во время последующих встреч. Это может быть вызвано тем, что Тегеран решил не обострять ситуацию накануне переговоров по ядерной программе, назначенных на ноябрь.

Однако нельзя не отметить активность, с которой стороны взаимодействуют по остальным вопросам. В начале ноября этого года между странами был подписан контракт о строительстве Россией двух новых АЭС в Иране и новых блоков для АЭС в Бушере, с возможным возведением ещё нескольких новых блоков реакторов в стране; заключено соглашение между РФ и Ираном о сотрудничестве в ядерной области, что является крайне примечательным, т. к. это произошло в самом начале очередного раунда переговоров по иранской ядерной программе. Вдобавок к этому во время визита секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между аппаратами Советов безопасности России и Ирана.

Несмотря на тот факт, что нашумевший договор об «иранской нефти в обмен на российские товары» всё ещё находиться на стадии обсуждений, последний раунд переговоров по иранской ядерной программе в Венетак и не привёл к подписанию всеобъемлющего соглашения в срок до 24 ноября 2014 года. В результате переговоры были продлены ещё на семь месяцев. Это даёт основания полагать, что сотрудничество с Ираном, в частности обсуждение конкретных соглашений и заключение реальных контрактов будет ускорено. Таким образом, можно надеяться, что стороны смогут в итоге подписать соглашение и начать его реализацию.

Также, учитывая тренд снижения мировых цен на нефть, Россия и Иран (а также Венесуэла, Нигерия, Ирак) находятся по одну сторону баррикад, будучи крайне зависимыми от мировых цен на нефть. Тем более после того как на встрече ОПЕК 27 ноября в Вене картель решил не снижать производство нефти, в результате чего Россия и Иран оказываются в очень затруднительном положении, что может послужить дополнительным стимулом для конкретных шагов по реализации намеченных планов сотрудничества.

В сложившихся условиях договорённости между Россией и Ираном, вероятнее всего, начнут реализовываться, что усложнит процесс переговоров по иранской ядерной программе.

Эта весьма интересная и крайне важная проблема определённо будет оставаться на повестке дня следующего 2015 года. Поэтому будем продолжать следить за российско-иранскими консультациями и переговорным процессом по иранской ядерной программе.